Регион Украины


Дополнительные параметры
Тип отчета
Репортаж
Маршрут
Цитата
Пора года
Зима
Лето
Весна.Осень
Отдых
В горах
На море
На природе
В городах
Вид отдыха
Активный
Оздоровительный
Праздничный
Экскурсионный
Этно-фестивальный
Поселение в
Гостинице
Частной вилле
Санатории
Квартире
Палатке
Другое
Затраты
$ минимально  
$$ средне
$$$ дорого
В отзыве присутствуют
Погодные условия
Питание
Транспорт
Близость к объектам
Отношение с местными

Наша станица в



Днепропетровск: город контрастов Печать E-mail
Восток - Днепропетровск
27.06.09 00:00

В третьей, заключительной, части речь пойдет о самых разных сторонах Днепропетровска (первая и вторая часть). Здесь будет немного непарадных видов центра (дворы и подворотни); красивейшая Брянская Николаевская церковь в заводском районе; Детская железная дорога в парке Глобы; несколько станций Днепропетровского метрополитена; депрессивные пейзажи заводских окраин и жутчайший завод имени Петровского. Пожалуй, самая яркая черта Днепропетровска - это именно дикая смесь красоты и уродства.

Начнем с автовокзала, который я уже упоминал в первой части. Автовокзал здесь - без преувеличения, самый большой, что я когда-либо видел:



На фотографии - его мала часть. Найти точку, с которой здание видно целиком, мне так и не удалось. Он намного крупнее ЖД-вокзала, посадочных платформ более 30 на двух ярусах, и все непрерывно загружены - ведь Днепропетровская область солидного размера даже по российским меркам, но при этом в ней выше плотность населения, да и с соседними областями сообщение развито. Причём там, где в РФ запустили бы большой автобус раз в два часа, на Украине ходят маршрутки раз в полчаса. Внутри автовокзала - огромное количество торговли (как продуктовой, так и вещевой), закусочных, на верхних этажах гостиница и даже какие-то медицинские центры...

Теперь перенесёмся в центр города.
Ведь старый Екатеринослав, как и почти все южные города, интересен своими непарадными видами - дворами и подворотнями. Здесь они не такие загадочные, как в Ростове, и не такие урбанистические, как в Краснодаре - но тоже интересные.





Какие-то они здесь... Столичные, что ли? Но опять же: старых домов, а тем более кварталов с двориками в Днепропетровске осталось так мало, что такие дворы - почти что элитные.

Еще из центра города запомнился вот этот Дом Архитектора на улице Либкнехта, ведущей от Проспекта к Троицкому собору. Улица - едва ли не самая ухоженная в Днепропетровске. Делигации по ней возят, что ли?





А на Проспекте, недалеко от дома, где был штаб Махно, я увидел на модерновом особняке вот такую мемориальную доску.
No comments.



В первой части, показав парк Глобы, я упомянул, что в парке помимо Летнего театра есть еще и Детская железная дорога (то есть летняя школа-полигон для юных железнодорожников). О ней, как о более специфическом явлении, я расскажу здесь. О характеристиках дороги и ее истории лучше прочесть на сайте о Детских железных дорогах. Я же как всегда буду субъективен.

Узкоколейные рельсы в парке видны сразу, стоит лишь туда свернуть. Протяженность дороги очень невелика (2км), но Днепропетровская ДЖД явно одна из самых капитальных в бывшем СССР. Вот так ее единственная станция Пионерская выглядит с мостика через пруд:



Здесь находятся аутентичные ТУ2 - старые узкоколейные тепловозы, которые в основном на ДЖД и остались. Увидеть такой тепловоз - это примерно как увидеть бегемота или носорога в живой природе.
На Пионерской имеется капитальное здание вокзала 1949 года постройки. Да, хоть он и "детский" - а все же полноценный вокзал.



Вид снят из тоннеля им. Маяковского - на самом деле просто проездом под мостом. На Днепропетровской ДЖД есть два тоннеля и переезд.



ДЖД выглядит парализованой (у тепловозов заделаны окна), но все же не заброшенной - вагоны (построенные здесь же, местным вагоноремонтным заводом) внешне в хорошем состоянии, да и вокзал выглядит очень достойно.



Интерьер вагона (снято через окно):



За вокзалом - вагон-памятник 1930-х годов постройки.



Но все же главная транспортная достопримечательность Днепропетровска - не ДЖД, а метро. Ведь здесь находится один из 3 метрополитенов Украины, и единственный на Украине "малый метрополитен". Строиться он начал еще в 1982 году, открыт был лишь в 1995 году (во многом потому, что к власти пришла "днепропетровская команда" Леонида Кучмы), и с тех пор не расширялся. Днепрометро имеет сомнительный статус самого короткого метрополитена в миире (7,8 километров, 6 станций, 14 минут из конца в конец), а также "славится" огромными интервалами, достигающими 17 минут.



Кроме того, Днепрометро - еще и одно из самых сложных и убыточных по содержанию, так как все его станции (кроме "Коммунарской") глубокого заложения. Линия ведёт от вокзала в промзону, хотя под центром города есть две недостроенные станции. Содержать их очень накладно, бросить нельзя, а достроить нет денег.



Станция "Вокзальная" непосредственно около вокзала - стильная и красивая. В метро прохладно и тихо, людей мало, хотя в вагонах трудно сесть из-за большого интервала.



Далее следуют 4 станции-двойника: "Метробудивники" ("Метростроевцев"), "Металлургов", "Заводская", "Проспект Свободы".
Они построены по одному проекту, но отличаются цветом.

Красная "Метробудивники"



Желтая "Металлургов":



Далее фотографий не будет, но они есть на сайте "Мир Метро", где можно прочитать подробнее.



Помимо самого Днепрометро я осмотрел еще и один из районов рядом с ним: от "Метробудивников" до "Металлургов". Я искал здесь Брянскую Николаевскую церковь, а увидел и много всего другого. Здесь - другая грань Днепропетровска.

Прямо около "Метробудивников" находится заброшенный Дворец Ильича - дом культуры довоенного времени. Потрясающе красивое здание!



За дорогой - памятник, рядом с ним вот такой раритетный броневик:



А дальше, в глубоком котловане - тот самый Металлургический завод им. Петровского. Он простирается куда-то в бесконечность, но его коптящие трубы хорошо видны:



Просто характерные здания старых екатеринославских предместий.





Я не знаю, насколько хорошо это видно по моим фотографиям, но субъективное же впечатление жуткое. Столь мрачных, запущенных и грязных окраин я не видел ни в одном российском облцентре. А тем более - в миллионниках. На меня этот район произвел гнетущее впечатление, а как оказалось после нескольких выездов за город - большая часть промышленных районов Днепропетровска такие.



Но здесь стоит побывать ради красивейшего храма - Брянской Николаевской церкви (возведена в 1913 году к 300-летию Романовых). О происхождении ее названия - чуть позже.



Ныне церковь используется как Органный зал. Под таким названием она известна жителям.



Потрясающая красота! Мне кажется, чтобы увидеть ее, стоит потерпеть и депрессивнные пейзажи, и отравленный воздух, и тяжелые взгляды.





Ну а от церкви совсем недалеко до проходной Металлургического завода имени Петровского. Основан этот завод был до революции (пущен в 1887 году), и назывался в те времена Александровский Южно-Российский металлургический завод Брянского страхового общества, или, сокращенно, Брянский завод (отсюда и название церкви).



Брянский завод давал 6-8% чугуна, стали и проката России начала ХХ века (правда, соседний Каменский завод давал 12-18%), и именно этот завод был "колыбелью революции" в Преднепровье. На нем работал и сам Петровский, имя которого завод получил в 1922 году.



Однако, видимо, его сооружения мало изменились со конца 1940-х - и Петровка производит совершенно инфернальное впечатление.







Все эти черные от копоти и ржавчины машины, едкий дым из труб, осязаемая на языке сажа - очень тягостное, но сильное впечатление.



Вообще, Днепропетровск перегружен промышленностью в непостижимом масштабе. Здесь есть два металлургических комбината (им. Петровского и им. Бабушкина), Коксохимический завод, два трубных завода (Днеропвский и Нижнеднепровский), шинный завод, огромная ТЭС, несколько предприятий тяжелого машиностроения, а также секретно-знаменитый "Южмаш", на котором производят ядерные ракеты. По масштабам индустрии из наши миллионников сравниться с Днепропетровском мог бы только Челябинск.



Но мне Днепропетровск не понравился. То ли из-за ужасного воздуха (а я не раз замечал, что плохой воздух часто портит впечатление о городе), то ли из-за разрухи окраин. Кажется, в России, Украине и Беларуси нет другого города, где бы настолько сильно отличались элитные районы от районов "для простых смертных". Блеск небоскребов, достойных Америки - и жуткая нищета "внизу".
Впрочем, "понравилось - не понравилось" - слишком условное понятие. Скажу точнее: этот город меня впечатлил. Даже очень.

varandej

Нравится: 10
Не нравится: 0


 

Комментарии  

 
0 #1 yulia 27.05.2011 15:14
Спасибо за репортаж. Днепропетровск - действительно, город очень непростой, который со времени своего основания минимум три раза кардинально сменил своё лицо. Посмотреть на секретный ЮМЗ можно в Аэрокомическом центре, где есть посвященный ему музей, богатый экспонатами и иконографией, если вам доведется ещё раз побывать там.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опрос

Какое время года Вам нравится больше всего?
 

Последние комментарии